Как "выявить" неявные знания?


Управление
Как "выявить" неявные знания?

Что учитывают предприниматели при найме сотрудников? Что они в них ценят? Знания своей работы, опыт, квалификацию, определенные умения. Однако не только вышеперечисленные традиционные качества определяют ценность работника. Некоторые экономисты и психологи утверждают, что существуют так называемые неявные знания, которые являются важным составляющим любого кадра.

Под термином «неявные знания» подразумеваются те сведения или умения, которыми обладает конкретный сотрудник, использует их, однако они не являются повсеместно распространенными. О них нельзя прочитать в научной литературе, но они делают работу более эффективной. Если бы предприниматель узнал эту информацию, то он мог бы значительно увеличить прибыль предприятия через повышение производительности своих кадров. Но, данные знания потому и называются «неявными», что о них никто не рассказывает. К примеру, офисный менеджер придумал свою методику управления персоналом, которая оказалась достаточно эффективной, однако этот сотрудник владеет данными сведениями «в единственном экземпляре», поэтому предприятие получает дополнительную прибыль только от работы одного менеджера, а не всех.

Но тогда возникает два вопроса: почему неявные знания не распространяются и как их все-таки «выявить»? Начнем с первого вопроса. Есть множество причин, по которым неявные сведения не распространяются. Чаще всего происходит, что сотрудник, обладающий уникальной и полезной информацией, либо не видит свою выгоду в её распространении, либо не понимает её значимости. Многие сотрудники не могут представить, что их опыт может быть полезен всему производственному процессу, а те, которые это понимают, хотят иметь самые высокие показатели производства и не распространяются информацией, чтобы не потерять свое преимущество и сохранить индивидуальность. Работник рассуждает следующим образом: если я разглашу информацию, то потеряю наивысшие показатели, а выгоды никакой не получу. Кроме того, бывают сведения, которые «привязаны к конкретному региону, предприятию либо местности, а точнее к их условиям. Передача их не имеет никакого смысла, т.к. на большинстве предприятий данная технология работать не будет. К примеру, рабочий предприятия решил использовать заброшенное помещение под склад. Если эти сведения попадут в руки владельца предприятия, то он может организовать эту систему и облегчить работу логистам, однако, эти знания бесполезны для других предпринимателей, т.к. такого помещения у них нет.

Передача неявных знаний может существенно повысить прибыль предприятия, ведь иногда обычный рабочий, глядя на производственный процесс «снизу», может додуматься до такого, что не заметили директора «сверху». Конечно, случается это относительно нечасто, однако все-таки имеет место практически на каждом предприятии, особенно большом. Тогда перед предпринимателем стоит задача: как обеспечить передачу неявных знаний между сотрудниками либо самим ими завладеть? Есть достаточно эффективные способы.

Неявные знания иногда передаются от сотрудника к сотруднику через общение, причем они не обязательно должны работать на одном предприятии. Зная эту особенность, некоторые предприниматели размещают свое предприятие вблизи успешного конкурента, т.е. организации такой же или похожей отрасли. Сотрудники общаются между собой и вскоре неявные знания становятся достоянием уже двух предприятий.

Что касается распространения «теневых сведений» в одном предприятии, то катализатором этого процесса может послужить банальная мера – стимуляция общения. Сотрудники не должны работать поодиночке, нужно создавать команды, бригады и пр., причем их состав тоже не должен быть постоянным. Если менять состав этих групп, то можно добиться передачи неявных знаний по всему предприятию.

Но более эффективным методом использования «теневой информации» является её «выявление», т.е. о ней должно узнать непосредственно начальство или даже сам владелец. Это позволит её доработать, организовать использование, причем повсеместное. Но как я уже упомянул, работники не хотят делиться своими знаниями, по крайней мере, без материального поощрения, которое несложно обеспечить. Нужно создать систему вознаграждений за полезные сведения, которые приведут к повышению прибыли предприятия. По сравнению с ней, оплата работнику за информацию – это копейки. При постоянном напоминании сотрудникам, что их уникальные знания могут быть полезны предприятию и им самим, обеспечит приток новых идей предпринимателю, которые могут принести существенный доход. Об этом свидетельствует исторический пример, связанный даже не с капиталистической современностью, а с коммунистическим прошлым. В СССР периода модернизации был рабочий, чье имя вскоре стало нарицательным – Стаханов. Он придумал и применил метод работы на шахте, используя принцип кооперации. Это был инновационный способ производства для Советского Союза, поэтому можно с уверенностью назвать Стаханова обладателем неявных знаний. Благодаря налаженной системе СССР по контролю над производством, его заметили, и вскоре, благодаря полученным сведениям, государство получило существенный доход. Этот пример наталкивает на мысль, что необходимо следить за «передовиками производства» как за потенциальными обладателями неявных знаний.

Рассмотрев вышеперечисленные факты, можно сказать, что неявные знания распространяются достаточно проблематично, однако их «выявление» может существенно повысить прибыль предприятия.

 




Комментарии ()
Загрузка комментариев...
Еще по теме