Аналитическая оценка расходов предприятия

Аналитическая оценка расходов предприятия

 Общеизвестно, что деятельность любого предприятия связана с затратами, но выживают и развиваются только те предприятия, расходы которых позволяют работать прибыльно и удерживать соответствующие конкурентные позиции на рынке. Поэтому вопрос о необходимости использования стратегического анализа издержек приобретает особую актуальность и требует научного исследования.

 

 Уже давно установлено, что данные бухгалтерского учета не могут быть основой при принятии управленческих решений, а поэтому нуждаются в их аналитической обработке. Для этого необходима интеграция учета и экономического анализа в единую информационную систему, которая представляет собой процесс объединения учета и экономического анализа с целью обеспечения всех уровней управления наиболее качественной информацией, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений.

 

 Поэтому, без анализа расходов и других элементов управления невозможно обеспечить административный персонал необходимой информационной базой. При этом он выступает составляющей управленческого учета в части расчетных показателей. В международной практике под анализом затрат понимают другой термин - оценка затрат, причем суть остается одна и та же.

 

 Оценка затрат, как один из этапов комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности, имеет важное значение для экономики. В условиях нестабильности национальной экономики, влияния инфляционных процессов, ограниченности запасов ресурсов и постоянного роста цен, оценка эффективности затрат позволяет определять способность предприятий выживать на рынке в современных условиях.

 

 Основной показатель этого анализа - себестоимость продукции. Ее уровень отражает финансовое состояние предприятия, темпы расширенного воспроизводства, рациональное использование производственных ресурсов и др. Актуальным вопросом в управлении является снижение себестоимости и достижения ее оптимального уровня. Во многом величина себестоимости продукции зависит от ее анализа.

 

 В современной динамичной рыночной среде для достижения и сохранения надлежащего уровня конкурентоспособности в долгосрочной перспективе предприятиям необходимо осуществлять тщательный анализ внешней и внутренней среды функционирования. Важной составляющей этого анализа является стратегический анализ затрат, сущность и задачи которого заключаются том, чтобы исследовать свою внутреннюю структуру расходов с целью сравнения ее с затратами конкурентов.

 

 Стратегический анализ предусматривает сравнение затрат предприятия с его основными конкурентами на всей производственной цепи, начиная с покупки сырья и заканчивая ценами, уплаченными за товар конечными потребителями. Этот анализ должен рассматривать стратегические вопросы и интересы. Поэтому необходимость в его применении возникает при стремлении предприятия усилить свою конкурентную позицию за счет оптимизации или сокращения расходов в долгосрочной перспективе.

 

 Предприятие, затраты которого является ниже по сравнению с затратами производителей аналогичной продукции, имеет возможность реализовывать товар по более низкой цене, чем его конкуренты, и таким образом расширять свою долю рынка, или получать высокую прибыль, продавая продукцию по установленной на рынке цене.

 

 Использование стратегического анализа издержек особенно важно при производстве товаров широкого потребления, когда все продавцы предлагают покупателям товары с одинаковыми потребительскими свойствами и ценовая конкуренция играет важную роль, - то есть на рынке лидируют предприятия с низкими издержками. Конкуренты преимущественно имеют разные расходы при поставке своих товаров к потребителям. Разница в расходах может зависеть от того, по каким ценам покупается сырье, комплектующие, энергия и другие необходимые для производственного процесса ресурсы, а также от применяемых технологий и оборудования предприятия. Не менее важное значение имеют внутренние (текущие) производственные затраты, величина которых зависит от размера предприятия, объемов производства, жизненного цикла продукции, уровня оплаты труда и уровня налогообложения. На величину затрат производства влияют также темпы инфляции, изменение курсов иностранных валют, стоимость транспортных услуг и стоимость каналов распределения.

 

 

Случайные статьи

Вверх