Задолжал ли джентльмен, если он взял в долг?

Задолжал ли джентльмен, если он взял в долг?

  Дарвинисты утверждают, что эволюционным путем из лягушек, пресмыкающихся и обезьян, мы постепенно превратились в людей. В конце концов, человеческое совершенство достигло невиданных высот. В этом мы убеждаемся, смотря на картины Рафаэля, слушая музыку Баха, пользуясь программами от Microsoft. У современного человека вызывают удивление те высокие проявления человеческой чести и благородства, которые были присущи, например, лучшим представителям средневекового рыцарства, а в более поздние времена - дворянства.

  Рыцари погибали, отстаивая свою честь в турнирах, отправляясь в длительные крестовые походы, преодолевая тысячи километров в седлах коней в дождь и снег, в холод и жару. А были среди них люди не просто богатые, а очень богатые, владельцы дворцов и замков, привыкшие к комфорту и роскоши, к придворным мадригалам и политесу. Были среди них и короли, которые оставляли свой трон ради важной для них миссии. Все они поступали так, говоря по - современному, не слишком прагматично. В те романтические времена за недостойный поступок или обидное слово надо было отвечать на поединке. И хотя дуэли всегда преследовались верховной властью, а во времена Людовика XIV даже был введен для разрешения споров чести специальный Суд Маршалов. Судьи этого суда все же оставались без работы, поскольку государственные законы и общественная мораль кардинально расходились, отдавая безоговорочное преимущество суду общественного мнения и суду чести, которые были страшнее от всяких Бастилий и Тауэров. Этим неписаным законам чести подчинялись все представители «благородного сословия» и даже короли.

  На дуэлях защищал свою честь и молодой Бисмарк – будущий железный канцлер объединенной Германии. В дуэльных поединках, где говорилось о человеческом достоинстве, погибли светочи русской поэзии Пушкин и Лермонтов. Молодой Лев Толстой за оскорбительные слова вызвал на дуэль Ивана Тургенева. Все они действовали с позиций сегодняшнего дня - очень не прагматично. Но никому не придет в голову подозревать этих великих людей в неадекватности. Следует вспомнить, что девизом европейских рыцарей, который затем унаследовали дворяне были слова: душа - Богу, жизнь - императору, сердце - женщине, а честь - себе.

  Но человеческая мораль меняется со временем. Сегодня уже никто не удивляется, когда высокопоставленные лица, как разъяренные бомжи, публично или в телеэфире сочно оскорбляют друг друга, когда министр и градоначальник сражаются с пристрастием одесских биндюжников, и - все спокойно. Никто никому перчаток не кидает. Сегодня уже не удивляются, когда кто - то отказывается возвращать долги или запланировано объявляет себя банкротом, и делает это освобождение от обязательств с такой спортивной легкостью, с которой в пляжной кабинке переодевают мокрые плавки на сухие.

  Можно и дальше оставаться известным светским львом или львицей, изысканно одеваться, кататься в дорогих вагонах - джипах, отдыхать на фешенебельных курортах и быть одновременно должником перед бизнес - партнерами, перед десятками, сотнями, а то и тысячами своих сограждан. Можно взять кредиты в банках, чтобы стать владельцами симпатической недвижности или автомобилей и долго «кочевряжиться» с возвратом займа. А можно набрать у населения депозитов и не возвращать их, объявлять моратории, временные администрации и продолжать, как ни в чем не бывало, заниматься любимой банковской деятельностью, сидеть в президиумах, давать интервью и быть этакими comme il faut. И носить эту ношу должника не как метку клиента средневековой долговой ямы, не как тяжелую искупительную веригу, а как элегантный медальон, свидетельствующий о ловкости и психологической устойчивости человека к таким архаическим капризам, как честь и достоинство.

  Размышляя над причинами современного мирового экономического кризиса, обвалов на мировых рынках, общей растерянности и неясных выходов из ситуации, некоторые приходит к выводу, что не только денег сегодня не хватает в экономике, но и чего - то другого. Именно заниженная общественная востребованность таких качеств, как человеческая честь и благородство позволяет многим жить по своим самодельными законам морали. Безудержная человеческая жажда материального успеха, желание добраться до рая уже здесь, на земле, становятся основным жизненным мотором, толкают на финансовые аферы, на сомнительные коммерческие операции. Стремление жить непропорционально тем средствам и способностям, которые дала природа, бесстыдное разрешение самому себе стать должником, который планирует не возвращать долга никогда, и процветать за счет других людей, внося смятение в установленный веками цивилизационный порядок - все это является теми общественными моральными отмелями, на которые наталкивается корабль современной экономики.

  И если в обществе растет процент людей, которые являются участниками подобных злокачественных сделок, тогда увеличивается вероятность того, что экономику volensnolens будет «трясти» и в дальнейшем.

Случайные статьи

Вверх