Знаковые деньги

Знаковые деньги

  Бизнес все чаще диктует новые правила, которые нам приходиться принимать. Ни для кого не секрет, что сегодня нужно страховать не только свою деятельность, но отдельно – наименование. Регистрация названия, логотипа в качестве товарного знака, делает вас правообладателем и обеспечивает защиту от недобросовестной конкуренции.

  Допустим, уже прошла успешная регистрация товарного знака, свершилось так называемое «рождение» брэнда, и теперь вы его полноправный владелец. Располагаете ли вы полной информацией о своих правах и обязанностях? Мало получить свидетельство, необходимо еще знать, с чем вы можете столкнуться как обладатель зарегистрированного товарного знака.

 

«Серые» зоны

  Регистрация наделяет вас исключительными правами – использовать свой знак самому и запрещать использовать его другими. Существует некая «зона действия» знака – это тот объем товаров и услуг, для которых вы регистрируете товарный знак. ЕЕ определяет так называемая классификация, которая устанавливается в соответствии с Международным классификатором товаров и услуг (МКТУ), состоящим из 45 классов. В нем с первого по 34-й классы отведены под товары, а с 35-го по 45-й – под услуги. Поскольку сама регистрация проходит в четких рамках международного классификатора, необходимо указать оптимальное количество классов – в отношении каких товаров или услуг регистрируется знак. Очень часто один вид товаров или услуг отражен в различных классах. Поэтому важно помнить, что проклассифицировать знак нужно так, чтобы не возникло «дыр» - пропущенных товаров и услуг.

  «Например, такая ситуация произошла с известной израильской маркой «MUL-T-LOCK», которая зарегистрировала свой товарный знак в России очень «узко» - только для товаров 06 класса (двери, замки), - рассказывает Григорий Бусарев, генеральный директор авторского агентства «Артпатенъ». – Тут и возникла серая зона, в результате чего появились «клоны» - зарегистрированные тождественные знаки в смежных сферах. Возможности «серой зоны» использовали и предприимчивые создатели зубной пасты под названием «Орбита», скопировавшие дизайн и наименование небезызвестной жевательной резинки Orbit. Поэтому очень важно корректно отражать классификацию товара в ходе регистрации». Существует несколько типов классификации: первый – точечный, когда указываются конкретные категории товаров. Например, минеральная вода относиться к 32-му классу, но охватывает еще два смежных: 40-й – обработка материалов, очистка воды и 39-й – доставка (что само по себе логично).

  Вторым и самым распространенным, а также наиболее рекомендуемым, является «корреспондирующий» тип – группировка основных необходимых классов и смежных с ними. Допустим, ветеринарная клиника при регистрации указывает 44-й класс – медицинские и ветеринарные услуги. Но для того чтобы обезопасить себя от смешения с одинаковыми или похожими названиями среди медицинских услуг вообще, ветклиника должна указать дополнительные, смежные классы: 5-й класс – фармацевтические и ветеринарные препараты, 10-й класс – медицинские приборы и инструменты.

  Третий тип – сплошной. Это регистрация абсолютно всех классов, что само по себе является дорогим удовольствием, и в большинстве случаев неоправданным. При неиспользовании даже по одному классу может возникнуть риск потери регистрации.

 

  Велика ли потеря

  Успешному существованию вашего бренда может помешать угроза аннулирования товарного знака, а следствие – лишение вас регистрации. Существует несколько оснований для прекращения правовой охраны товарного знака. Первым и основным является нарушение условий регистрации. Знак может быть не охраноспособным, то есть не соответствовать требованиям закона. Например, указывать на вид деятельности или содержать наименование места происхождения товаров.

  Или при проверке на сходство и тождество могут быть выявлены подобные обозначения, но знак, тем не менее, успешно пройдет регистрацию ввиду ошибки эксперта. Допустим, находясь в Москве, эксперт может попросту не знать населенные пункты Республики Татарстан и вынести положительное решение о регистрации на такое название, как «Атабаевская». Любое заинтересованное совершенно спокойно лицо может подать заявление на аннулирование этого знака в связи с несоответствиями статьи 1483 IV части Гражданского Кодекса РФ.

  Также важно проследить и за процессом передачи авторских прав. Регистрируя слово или логотип без согласия разработчика, вы нарушаете его права как автора. Доказав это нарушение, он может лишить вас знака. Поэтому не забывайте о договоре и корректной передаче авторских прав.

  Но самым распространенным основанием для лишения имени правовой охраны является неиспользование товарного знака в течение трех лет, либо когда знак не используется в отношении любых товаров и услуг, указанных в письменном свидетельстве. Любое заинтересованное лицо может подать иск в палату по патентным конфликтам и добиться аннулирования регистрации. То же самое может произойти в случае, когда знак,хоть и используется одним из ваших же предприятий, но, тем не менее, не его официальным правообладателем.

 

  Большие перемены

  Ну а если, скажем, с торговым знаком произошли изменеия, что тогда? Смена наименования и адреса юридического лица, изменение сведений о правообладателе – все эти сведения необходимо сообщать в регистрационный орган для внесения в свидетельство. В противном случае возможно «ослабление» знака, что в последствии может повлечь за собой утрату его правовой охраны. Что уж говорить о радикальном видоизменении графики или слова – это будет являться отступлением от зарегистрированного обозначения. Знак уже будет другим, что потребует новой регистрации, а это, как вы понимаете, дополнительные расходы. Поэтому если и прибегать к изменениям, то лучше делать это последовательно и обязательно отражать их в свидетельстве.

 

  О двойниках имитаторах

  К сожалению, ваш знак может незаконно использоваться на товарах (этикетках и упаковках), которые производятся либо продаются, хранятся с этой же целью. Существует ряд типичных конфликтов. Имитации фирменного стиля и упаковки – когда кто-то может не просто взять ваше название и логотип, а повторить вашу цветографику или даже оригинальную упаковку.

  - В последнее время наблюдается вытеснение оригинальных брэндов брэндами – имитаторами, - говорит Григорий Бусарев. – Например, существуют марки «Nivea» и «Livia». Еще одна ситуация – когда на рынке возникает фирма-близнец, то есть когда ее название тождественно или похоже до степени смешения с названием вашей фирмы. Так, фирма «Холод» обнаружила в своем городе организацию под таким же названием – ООО Holod+. Тот факт, что внесенные в названия изменения незначительны, не освобождает от ответственности, поскольку это является нарушением. Компания «Холод», задолго до появления второго «Холода» зарегистрировавшая свой знак, без труда доказала свои исключительные права на использование этого знака. В таких случаях вы вправе требовать как минимум прекращения оборота товарного знака и выплаты денежной компенсации в размере от 11 тысяч до 6 млн рублей или двукратной стоимости товара, но какими будут эти суммы – решает суд. Также вы можете опубликовать решение суда в целях полного «восстановления деловой репутации».   Важно помнить, что помимо гражданско-правовой существует еще административная и уголовная ответственность.

Случайные статьи

Вверх