Политика бенчмаркинга или "экономический плагиат"

Политика бенчмаркинга или

 Предприниматели всегда ищут способы увеличить свою прибыль, но бывают ситуации, когда в силу недостатка опыта, знаний или фантазии бизнесмен не может придумать ничего нового. А что если предприятие теряет конкурентоспособность и нужно срочно внедрять инновации чтобы совсем не потерять доход? Тогда на помощь приходит такая экономическая политика как бенчмаркинг.

 

 Бенчмаркинг – это анализ производственных и финансовых процессов конкурентов с целью поиска потенциальной идеи либо метода для внедрения на собственное предприятие. Данный способ улучшения организации заключается в следующем: на предприятии создается специальная комиссия конкурентного анализа, которая сравнивает показатели нескольких преуспевающих конкурентов в разных сферах (финансы, производство, сбыт и пр.). После этого наиболее эффективные выявленные идеи внедряются на предприятие. В результате можно существенно увеличить прибыль, повысить свою конкурентоспособность.

 

 Но если посмотреть на бенчмаркинг со стороны, то можно подумать, что это обыкновенный плагиат. По сути, так оно и есть, однако бизнесмены в основном не подвержены влиянию стереотипов и предубеждений. Бенчмаркинг, или плагиат, является законным и может приносить существенную прибыль, поэтому он не является «недостойным» для настоящего предпринимателя. Главное – выгода, а средства достижения этой выгоды, по сути, не важны, если они, конечно, не нарушают закон, но это уже совсем «другая история».

 

 Существования такого понятия как бенчмаркинг наталкивает на мысль, что наиболее успешными предпринимателями являются те, кто больше «сплагиатил» у других, ведь если внедрить на свое предприятие лучшие идеи со всех конкурентов, то получится наиболее эффективная организация. Но это не так. Дело в том, что практически все бизнесмены скрывают свои системы и нестандартные идеи, причем имеют для этого юридические основания. Термин «коммерческая тайна» закреплен Административными кодексами всех демократических государств, поэтому сокрытие производственного процесса, финансовых сводок и пр. – это законное право любого предпринимателя. Конечно, сокрыть все никогда не удастся, поэтому иногда полезная информация просачивается в массы и сразу же становится объектом бенчмаркинга. Некоторая информация вообще не подлежит сокрытию, т.к. применяется в широких массах. Например, способ мерчендайзинга, расцветка определенной продукции или основной потребитель – это сведения, которые легко могут узнать сторонники бенчмаркинга.

 

 Данная экономическая политика может существенно повысить доход предприятия, но имеет ли она отрицательные особенности, может ли быть вредна? Оказывается, да, бенчмаркинг не всегда полезен для тех, кто его использует. Но начну я, пожалуй, с положительных особенностей.

 

 По сути, плюс у «экономического плагиата» один, но очень большой – это перенимание опыта и идей конкурентов. Можно считать это занятие «недостойным», но оно приносит существенную прибыль, повышает конкурентоспособность предприятия, и когда ваш бизнес стоит на грани полного разорения, вы не будете рассуждать о «предпринимательской этике»,  а станете использовать любые методы чтобы «остаться на плаву».

 

 Что касается недостатков данной экономической политики, то к ним относится недостаточность и недостоверность данных, полученных благодаря конкурентному анализу из-за сокрытия сведений и тайн другой организацией. И если первый недостаток достаточно безобиден, то второй может быть даже опасен. Дело в том, что успешные предприниматели с инновационными идеями придумали своеобразный контрбенчмаркинг, поставив различные «экономические ловушки» для любителей заработать на чужих идеях. Эти ловушки заключаются в намеренной дезинформации бенчмаркеров. Эти неправдивые сведения не просто не имеют никакой пользы, а и вредны, т.к. могут привести к ухудшению обстановки на предприятии. Именно поэтому конкурентная комиссия тщательно проверяет полученные сведения на предмет дезинформации. Впрочем, иногда она настолько хорошо замаскирована, что все-таки приводит к краху организацию, использующую бенчмаркинг. Также к недостаткам данной политики относится противоречие с законом, ведь многие методы «экономического плагиата» запрещены в некоторых странах.

 

 Достаточно интересное проявление бенчмаркинга в крупных монополиях, состоящих из множества предприятий. Там  анализ деятельности не конкурентов, которых монополист не имеет, а собственных частей, т.к. они пользуются разными методами ведения дел. Этот анализ называют внутренним бенчмаркингом.

 

 Таким образом, такая экономическая политика как бенчмаркинг является достаточно популярна среди предпринимателей, имеющих процветающих конкурентов. Благодаря ей можно вернуть утраченную конкурентоспособность, предотвратить банкротство или просто повысить собственный доход, однако контрмера «экономическому плагиату» добавляет долю риска при использовании этого способа поиска потенциальных инноваций, что отталкивает от неё многих бизнесменов.

 

 

Случайные статьи

Вверх