Демпинг: безобидный способ конкуренции или дестабилизатор экономики?

Демпинг: безобидный способ конкуренции или дестабилизатор экономики?

 Конкуренция является наиболее важной частью капиталистической экономической системы, и с самого начала зарождения рыночных отношений предприниматели стремятся превзойти своих конкурентов и получить больше прибыли. Для такой борьбы могут использоваться разные способы, наиболее типичным из которых является политика занижения цен. Чем ниже цены, тем больше клиентов и меньше конкурентов. В принципе, капиталистическая конкуренция как раз и рассчитана на то, чтобы бизнесмены занижали, или не сильно завышали, стоимость своего товара, тем самым получая прибыль и не «выкачивая» деньги из населения. Эта система в основном работает, однако даже при капитализме наблюдаются монополии, которые не имеют конкурентов. Но речь пойдет не о них, а об «эволюционировавшей» версии снижения цен – демпинге.

 

 Демпинг – это экономическая политика предприятия, как правило, временная, при которой продажа товара осуществляется по сильно заниженным ценам, иногда даже ниже себестоимости. Данный термин отличается от классического занижения цен мерой понижения. Например, если определенный товар имеет рыночную стоимость в 10 у.е., то понижение фактической цены до 8 или 9 у.е. считается обычным понижением стоимости, а вот если цена товара упала до 5 у.е., то это явление можно с уверенностью назвать демпингом.  При демпинге предприятие может не просто может остаться без прибыли, а и «уйти в минус», однако эти жертвы оправданы. Проведение данной политики позволяет существенно повысить клиентскую базу, т.к. если человек покупал товар по сильно заниженной цене, то после её повышения до уровня рыночной, он все равно, скорее всего, будет его покупать. Используя этот резкий приток клиентов, можно снизить количество конкурентов или вовсе избавиться от них, быстро проникнуть на новый рынок, в ускоренных темпах продать лишнюю продукцию, предотвратить банкротство или даже создать монополию. Как можно заметить, применений у данной политики достаточно много, поэтому и используют её в разных целях.

 

 Наиболее часто демпинг используют для повышения конкурентоспособности предприятия, ведь занизив цены на 50 или даже 100%, можно привлечь к себе нового потребителя, противостоять политике занижения цен конкурентов.

 

 Значительное занижение цен может использоваться и в качестве метода освоения на новом рынке, ведь потребитель, чаще всего, поначалу недоверчиво относится к новой продукции. В основном, это применимо к внешнему рынку, поэтому демпингом нередко пользуются экспортеры, устанавливая внешние цены значительно ниже внутренних.

 

 Демпинг также является « от банкротства» в некоторых случаях, ведь бывает, что предприятие не получает прибыль из-за непопулярности производимого товара на рынке. Применив демпинг, можно эффективно повысить эту популярность, получить деньги и использовать их для преодоления финансовых трудностей.

 

 Некоторые предприятия производят слишком много продукции, соответственна, даже с высоким уровнем популярности вся она не может быть продана на одном рынке. Тогда на помощь приходит демпинг, благодаря которому организация быстро продает свой товар на внешний рынок, не снижая темпы производства.

 

 Также различается монопольный демпинг, используемый крупными монополистами либо организациями, планирующими установить монополию. Занижение цен в данном случае длится дольше, чем обычно и основная его цель – полное вытеснение конкурентов с рынка. Большой объем товара, способный обеспечить всех потребителей, продается по очень низкой цене, соответственно спрос на продукцию конкурентов в разы уменьшается, и они вынуждены покинуть рынок. Однако после окончания политики демпинга, устанавливаются монопольные цены, которые в несколько раз выше рыночных.

 

 Рассмотрев основные сферы применения данной экономической политики можно сделать вывод, что те затраты, которые имеют место при демпинге, в скором времени окупаются, разумеется, если «экономическая авантюра» удалась. Следует также упомянуть, что демпинг требует значительное количество средств, поэтому доступен он далеко не всем предпринимателям.

 

 На первый взгляд, демпинг является достаточно безобидной политикой, ведь при её осуществлении происходит занижение цен, что благоприятно сказывается на широких массах, однако существуют так называемые антидемпинговые законы, призванные бороться с крайним проявлением политики занижения цен. Существование таких законов наталкивает на мысль, что демпинг вреден для экономики.

 

 Дело в том, что при сильном занижении цен относительно рыночных наблюдается дестабилизация экономики, резкий переход капитала от производителей к потребителям. В результате, могут пострадать предприятия, которые демпингом не пользуются, ведь они теряют спрос на продукцию, хотя их цена находится на уровне рыночной. Соответственно, эти организации теряют прибыль, и даже могут оказаться на грани банкротства, а разорение предприятия не выгодна ни государству, ни производителям, ни потребителям. Но наибольшая опасность для экономики заключается в монопольном демпинге, который ведет к созданию нового монополиста или к расширению сферы влияния старого. Монопольные цены после политики демпинга, как правило, жестче, т.к. монополисту нужно вернуть капитал, утраченный при демпинге. Конечно, о пользе и вреде монополий можно поспорить, но именно эти два факта являются причиной антидемпинговых законов.

 

 Таким образом, применение такого понятия как демпинг может быть разнообразным, от сбыта излишней продукции до создания монополии, однако по убеждению большинства экономистов данная экономическая политика вредна, ведь может привести к разорению как самого «демпера», так и его конкурентов, что неблагоприятно скажется на экономике. Запретить же этот способ борьбы с конкурентами не так уж и легко, ведь при демократии предприниматель имеет право делать с ценами все что захочет.

 

 

  • В B2B, когда речь идет о крупных игроках, демпинг, как правило, недопустим. Это ведь признак дурного тона в экономике, но, в магазинах и на различных рынках – это обычное дело и вряд ли что-то когда-либо измениться. Когда компания не умеет выгодно отличаться от конкурентов, она идет путем меньшего сопротивления и снижает цены. Но, тем самым, она только падает в глазах потребителя.
Случайные статьи

Вверх